Приготовьтесь долго читать
краткость – не мой конек
Снова ярославский камерный театр под руководством Владимира Воронцова, снова пьеса Леонида Рокотова, на этот раз это «Дон Кихот. Версия умалишенных». В этот раз иду в театр с родителями, запаслась розой (кому буду дарить, еще не знаю), на входе нас приветствует Светлана Симашева (заместитель директора театра), говорит родителям, что я замечательный и очень приятный зритель…приятно, родителям приятно еще больше
Они перед спектаклем покупают билеты на «Моцарта и Сальери». Обычно места советует Светлана Яхъяевна, но в этот раз было сказано, чтобы я сама советовала родителям
В итоге у них билеты на те же места, что были у нас… Так как спектакль идет 4 часа, то боюсь, что роза может и не дожить, поэтому прошу поставить ее в воду до антракта. Заходим в зал, восхищаемся декорациями. По сути их не так и много, на заднем плане громадная, потрясающая картина, на сцене сооружены подмостки, мы видим перед собой зал, в котором и будет разыгрываться действие. Начало – на сцене в одном углу сидит медсестра Джудит (Замира Колхиева), стоит санитар Стив (Константин Макаров), входят доктор Лэдисон (Юрий Ваксман) и театральный деятель Коральский (Пётр Рабчевский). Лэдисон рассказывает, зачем собственно он его пригласил, рассказывает о сути своего метода артотерапии, о предыдущих опятах его применения. Доходят до главного – Лэдисон хочет поставить в больнице бессмертное произведение Сервантеса «Дон Кихот» для чего и был приглашен Коральский.
А дальше мы по очереди знакомимся со всеми пациентами, узнаем – как они попали сюда. Первым планируют пригласить № 11, он же Дон Кихот (Виктор Григорюк), но он закрылся в шкафу, который считает своей библиотекой, поэтому пока его уговаривают выйти, приглашают
№ 68-й, он же Санчо Панса (Владимир Гусев). 68-й один год не доучился в Оксфорде, во время летних каникул они студенческой компанией поехали отдыхать, особым шиком считалось переплыть горную реку в непосредственной близости водопада…Его девушка села в лодку к другому, они потеряли весло, а 68-й бросил спасать, он удерживал лодку до тех пор, пока не бросили канат и их не вытащили на берег…но 68-й, 68-й сорвался в «розовую пену, я молю бога чтобы он дал мне крылья, но крыльев у меня нет… И я люблю лишь розовую пену» Он не погиб, его нашли лежащим внизу и смотрящим в небо, сильнейший шок и вот он пациент…68-му предлагают роль Санчо Пансы, в Оксфорде он очень любил театр все время ходил на постановки студенческого театра, но сам не играл…Потом все-таки знакомство с
№ 11-м …11-й живая энциклопедия, этот человек работал в библиотеке, да, что работал, это была его жизнь…Когда в ней случился пожар, 11-й принялся за спасение библиотеки, его голова – картотека, он знает, где находятся самые ценные экспонаты, они спасены благодаря ему…Но сам 11-й смирится с потерей своей библиотеки не смог, поэтому мы видим его здесь…Он и в больнице продолжает существовать своей библиотекой – закрывается в одном из больших платяных шкафов и работает…11-й получает роль Дон Кихота, на вопрос о том знает ли он Сервантеса, выдает полнейшую биографическую справку.. Следующим входит
№ 40-й прим., он же цирюльник, дворецкий, смерть, писарь, священник (Михаил Левченко). Почему «прим.»? Да потому что не признает не круглых чисел, ему пошли на уступку и теперь перед нами № 40-й прим.. Появляется он с прибором в руках, прибор этот он называет «трумбулятор»…Лэдисон говорит, что 40-й физик, есть подозрения, что даже физик-ядерщик, который, вероятно, узнал то, что ему знать не полагалось…информацию пытались стереть, но при этом были повреждены и другие участки мозга… у прим-а феноменальная память, он становится исполнителем большого числа эпизодических ролей.
№ 26-й, он же шут герцога (Александр Чмелев) единственный профессиональный актер, которого выгоняли из всех театров…за…за заикание… « - От волнения? – Что вы! От алкоголя! Если я выпью 1, то ничего, 2 – тоже….но однажды я играл слугу, и у меня было всего 2 слова «Я тут!» так вот я принял 10 или даже больше… «Я т-т-т-т-т -….» Свои «Я тут» я говорил ровно шесть с половиной минут»…Коральский назначает его шутом герцога, но так как у Сервантеса нет шута, зато есть свита герцога, так вот шут и будет всю ее заменять.
№ 123-я, она же Киска, герцогиня (Зинаида Сопотова), молодая девушка, ей всего 18. она дочь миллиардера, когда отец ушел из семьи мать выбросилась из окна прямо на глазах Киски, с тех пор она ненавидит отца и ненавидит, когда ее называют Киска, так ее называла только мама. Последний пациент
№91-й он же герцог (Константин Силаков) бывший рок-музыкант из группы «Крутые барракуды», в клинике, перепутав пробирки, ему сказали, что у него СПИД, итог – он пациент Лэдисона. «Так любой из нас может оказаться вашим пациентом? А кто бы сомневался?» .Все пациенты представлены, роли распределены, на роль Дульсинеи назначена Джудит. Ей 22 года, на училась на педиатра, но ее жених оказался подонком, и вместе с компанией себе подобных над ней надругался..Джудит дважды пыталась покончить с собой, но ее профессор из университета заметил в ней признаки начинающейся болезни и попросил Лэдисона принять Джудит к себе медсестрой.
Вот вводная часть закончена. А дальше начинаются репетиции, их описывать бессмысленно, потому что передать словами это просто невозможно, это надо видеть» В спектакле постоянное чередование трагического и комического, это как контрастный душ. Все что творится в голове во время спектакля не берусь описать, сильнейшая эмоциональная встряска! глядя на картину Коральский с Лэдисоном говорят, что все закончится «или очень хорошо, или очень плохо…Никак закончится не может»
Антракт снова был воспринят мною как злейший враг! В общем кто куда, а я вниз, за розой и поделитсья впечатлениями со Светланой Яхъяевной, посмотрела «Петербургский театральны журнал», выпуск памяти Володина. Ладно, антракт прошел не зря, были выплеснуты эмоции. У родителей эмоций было не меньше.
В разговоре с Коральским Лэдисон говорит, что для него(Коральского) их театр – пародия. На что получает ответ – Что такое пародия? По сути «Дон Кихот» Сервантеса тоже пародия на рыцарство, но человечество сочло, что он лучше и чище, чем остальное. что театры, где он работал раньше, включая национальный театр, были большей пародией.
Ближе к концу спектакля начались метания – кому подарить рощзу? Хочу подарить цветы всем, но это нереально – разорюсь! В итоге останавливаюсь на Владимире Евгеньевиче Гусеве, его Санчо бесподобен. Ваксман и Гусев во всех смыслах БОЛЬШИЕ актеры, им под силу сыграть любой материал. В «Русском ланче» они потрясающе комики, здесь – трагикомики. Они заставляют, и плакать, и смеяться. Причем всю эту гамму эмоций переживаешь за короткий промежуток времени.
Герой Юрия Михаиловича Ваксмана – доктор Лэдисон, не менее трагический персонаж. У него на столе стоит фотография улыбающихся женщины и девочки – это его жена и дочь. Они все вместе должны были ехать на отдых на один из небольших японских островов, но его задержали предложением остаться на симпозиум…Когда через 3 дня он приехал, то их уже не было, он застал лишь разруху – цунами! Купил лодку, собирался на ней уйти в океан. Лэдисон ощутил себя своим собственным пациентом (потрясающая по силе сцена). Все это он рассказывает Джудит «я всеми силами стараюсь удержать вашу лодку, так помогите же мне!» Джудит 22, столько же было бы его дочери. Никогда прежде я не хотела заплакать в театре! А финал?! Он просто не подается описанию, его надо видеть и пержить. Все заканчивается «наоборот». Поклоны…В глазах слезы, состояние описать невозможно….Дарю розу Владимиру Евгеньевичу, в тот момент, когда он брал розу и наклонился, чтобы поцеловать руку надо было видеть его глаза, эти глаза я запомню навсегда.
Как и в Моцарте он еще в спектакле, но вот он понимает, что это благодарность зрителя! Возвращаюсь на место и вижу глаза мамы – в них слезы..Юрий Михайлович смотрит на нее, вот она живая реакция зрителя, которая лучше всяких слов. Зал аплодирует стоя, иначе просто нельзя, единый порыв в желании отблагодарить актеров» Не отпускали их очень долго» Только теперь до меня в полной мере дошли слова, почему спектакль они всегда играют по субботам, это не столько из-за продолжительности, сколько из-за того что зритель этот спектакль должен переварить, он уходит и театра с измененным настроением. Вопрос – Настя, а как маме? Подзываю маму – Я сейчас ничего не могу говорить. И она маму понимает. Отзыв не оставила по той же причине, разу после спектакля написать ничего не могла, с ним надо пожить какое-то время…
Этот спектакль изменил мое отношение к актеру Виктору Григорюку, я была в восторге, хотя после Ланча отношение к нему было немного скептическое… Замира Колхиева – великолепно исполнившая комедийную роль в «Русском ланче», также великолепно справилась с трагической ролью Джудит.
Константину Силакову спасибо не только за великолепную игру, но и за неоднократно повторенное «Настя, на «Дон Кихота» сходите обязательно! Обязательно!» Так что 20-го на премьере с меня ему цветы не только за талант, но и за рекомендации
А теперь поименно все герои, которым хочется кричать БРАВО: Владимир Гусев, Юрий Ваксман, Константин Силаков, Замира Колхиева, Виктор Григорюк, Михаил Левченко, Зинаида Сопотова, Александр Чмелев, Константин Макаров!!!
Про себя знаю точно – «Дон Кихота» обязательно посмотрю снова, и надеюсь, не один раз!!! Этот спектакль того стоит!!! Сходите на «Дон Кихота»!